Археологическое наследие

0
217

Археологическое наследие Соль-Илецкого района обладает всемирным историческим значением. В 1918 г. в Петрограде была опубликована книга выдающегося российского учёного М.И. Ростовцева «Курганные находки Оренбургской области эпохи раннего и позднего эллинизма», содержавшая анализ материалов археологических раскопок в окрестностях с. Покровка.

Исследования покровских курганов были продолжены в конце XX в. известным археологом и антропологом Л.Т. Яблонским, руководившим Приуральской экспедицией Института археологии Российской академии наук (г. Москва). В 50-60-е годы XX в. на юге Соль-Илецкого района работала археологическая экспедиция Института археологии под руководством ведущего советского сарматолога К.Ф. Смирнова, изучившая курганные могильники Мечетсай, Пятимары I и др.

Медный топор

Археологические находки из этих курганов украшают экспозицию Областного краеведческого музея. Материалы раскопок опубликованы К.Ф. Смирновым в фундаментальных монографиях «Савроматы» (Москва, 1964) и «Сарматы на Илеке» (Москва, 1975). Особый интерес вызывают произведения прикладного искусства сарматов: бронзовая бляшка с изображением сражающихся верблюдов У-1У вв. до н.э., бронзовые фигурки хищников и копытных, украшавших конскую сбрую из могильника Пятимары I, бронзовая пряжка ремня с изображением скачущего всадника из могильника Мечетсай последних веков до н.э., бронзовое и железное оружие, а также ювелирные украшения, керамика и культовая утварь VI в. до н.э. — II в. н.э. из указанных могильников.

Бронзовая пряжка

В 80-90-е годы XX в. в Соль-Илецком районе в окрестностях сел Линёвка, Изобильное, Тамар-Уткуль проводились экспедиции археологической лаборатории Оренбургского пединститута под руководством О.И. Пороховой, А.Ю. Кравцова, СВ. Богданова, НЛ. Моргуновой, исследовавшие курганы различных периодов бронзового века (Ш-П тыс. до н.э.), раннего железного века (I тыс. до н.э.), а также эпохи средневековья (сер. I — сер. II тыс. до н.э.). Сведения об этих памятниках содержат монографии Н.Л. Моргуновой и А.Ю. Кравцова «Памятники древнеямной культуры на Илеке» (Екатеринбург, 1994) и СВ. Богданова «Эпоха меди степного Приуралья» (Екатеринбург, 2004). Таким образом, Соль-Илецкий район в археологическом отношении изучен значительно лучше остальных территорий Оренбургской области.

Тем не менее, Соль-илецкая земля хранит в себе ещё немало загадок и древних тайн. Ранние этапы заселения территории района людьми современного физического облика представлены уникальными, но единичными и разрозненными предметами. Так, в 70-е годы прошлого века на севере района в окрестностях знаменитой Ханской горы на пашне обнаружен обломок скальной плиты с рельефным изображением лани. Специалисты относят данный барельеф к древнему каменному веку (20-14 тыс. лет назад). В выдувах песчаных дюн в окрестностях села Линёвка обнаружены кремневые орудия, фрагменты керамики из культурных слоев стоянок и погребений мезолита (12-8 тыс. лет назад) и неолита (8-7 тыс. лет назад). Великолепные комплексы металлических орудий, изготовленных из меди Каргалинских рудников, расположенных в 70 км к северо-западу от Оренбурга, дали захоронения курганных могильников у сел Изобильное и Тамар-Уткуль. Они позволили учёным выделить особый тамар-уткульский культурно-исторический тип археологических памятников раннего бронзового века (конец IV — начало III тыс . до н.э.). Носителями этого культурного типа являлись европеоиды — древнейшие скотоводы степей Северной Евразии.

Украшения из Покровского могильника

Тамар-уткульский культурно-исторический тип сформировался на базе Каргалинского древнего горно-металлургического центра. Ближе к середине III тыс. до н.э. носители данной культурно-исторической традиции расселились на огромной территории степей Северной Евразии от Алтая на востоке до Балкан на западе. Не исключено, что индоевропеизация Европейского континента связана с расселением носителей именно тамар-уткульской культурной традиции. В среднем бронзовом веке (вт. пол. III тыс. — нач. II тыс. до н.э.) на территории Соль-Илецкого района сосуществовали носители скотоводческих культур различного происхождения: в одном из тамар-уткульских курганов выявлена серия уникальных сидячих захоронений особой культуры, сформировавшейся в Поволжье, а в покровских курганах исследовано несколько захоронений волго-донской катакомбной культуры. В позднем бронзовом веке на протяжении II тыс. до н.э. на территории района обитали скотоводы алакульской культуры, распространённой от степного Приуралья до Восточного Казахстана (так называемые «андроновцы»). Довольно многочисленные поселения и курганные некрополи этой культуры известны в окрестностях Линёвки, Ветлянки, Покровки.

С этой культурой связаны многочисленные находки нарядной тонкостенной керамики с геометрическими, меандровыми, свастическими орнаментами и слитков меди в виде плоских «лепешек», служивших сырьем для изготовления бронзовых топоров, ножей и других орудий. В первой четверти I тыс. до н.э. в начале раннего железного века волна расселения ираноязычных кочевников — предков скифов и сарматов — смела носителей местных культур позднего бронзового века. Наибольшее количество сарматских «княжеских» некрополей расположено на левом берегу Илека. Их изучение началось около 100 лет назад. В 1911 г. в Оренбургскую учёную архивную комиссию поступило сообщение о том, что крестьяне с. Покровка, расположенного при впадении р. Хобды в Илек, начали раскапывать курганы и находить при этом вещи из золота. Летом 1911 г. оренбургский археолог И.А. Кастанье произвёл раскопки двух больших курганов, разграбленных крестьянами. В результате были обнаружены интересные предметы не местного происхождения, среди которых выделялась древнеперсидская печать с резным изображением царя, борющегося со львом, стоящим на задних ногах.

Наиболее впечатляющие сарматские курганные некрополи находятся между пос. Кумакский Соль-Илецкого района и с. Кзыл-Булак Акбулакского района. Проезжая между этими двумя селами по левому берегу Илека, в глубине степей на сыртах можно увидеть большие курганы. Эта курганная группа носит название Пятимары. Она состоит из трёх курганных некрополей — Пятимары I, Пятимары II и Пятимары III, вытянувших в одну линию на протяжении 7-10 км. Могильник Пятимары I находится на вершине водораздела, и с него открывается великолепный вид на широкую пойму Илека и его левобережье. В центре некрополя расположены три самых больших кургана высотой до 7 м, а между ними и около них — курганы меньшей величины, густо поросшие кустарником и высокой травой. В 1960 г. проведены раскопки одного небольшого кургана совместной экспедицией Института археологии и Оренбургского краеведческого музея. В результате раскопок получены археологические комплексы раннего железного века, включающие в себя украшения, оружие, бытовую утварь, культовые предметы. Могильник Пятимары II состоит из четырех курганов высотой от 2,5 м до 4| м и диаметром от 30 до 50 м. На вершинах курганов имеются глубокие ямы — следы от грабительских раскопов. Могильник Пятимары III наиболее удалён